Традиционный лицейский конкурс педагогического мастерства

«Фестиваль открытых уроков»

                                              

                                               Участников – 21

                                               почетный работник общего образования РФ – 3

                                               кандидат наук – 1

                                               аспирант -1

                                               магистрант- 1

                                               молодой специалист – 5

 

Завершился традиционный X конкурс профессионального мастерства «Фестиваль открытых уроков». Такие разные и такие красивые уроки представили участники. Впервые за десять лет жюри растерялось: кому отдать пальму первенства.

Каждый урок безупречен по своей идее и логической стройности. На одной волне с учителем работали ученики, вовлеченные в учебную деятельность как равноправные участники, только учитель был чуточку над ними, он внимательно наблюдал и не вмешивался в происходящее, давал возможность самостоятельно постигать материал, делать выводы и обобщения, оценивать себя и одноклассников. Оно и понятно – учитель знает, куда плыть, к чему вести своих воспитанников. И даже если ставит трудную задачу, он сам ее уже заранее прорешал, подготовил свой вариант ответа; только до поры до времени держит его в тайне ото всех, чтобы не помешать думать, рассуждать, искать свое решение. И, поверьте, учитель искренне радуется, если найдется оригинальное решение, если будет сделано пусть маленькое, но открытие. А если у кого-то что-то не получается, учитель вовремя придет на помощь, поможет, посоветует, снова объяснит… Нет границ познания, мы всю жизнь учимся и учим.

Нет смысла пересказывать каждый урок. Осталось приятное «послевкусие» от мастерства коллег- настоящих профессионалов своего дела, учителей, которые каждый день выходят к доске и ведут за собой учеников – одаренных и обыкновенных, пытливых и ленивых, внимательных и не очень. А мастерство учителя в том и состоит, чтобы найти ключик к каждому, научить каждого, помочь выбрать и оптимизировать темп в траектории личностного развития. Главное, коллеги понимают, что каждый урок – кирпичик в здании Академии знаний, даже экспромт – заранее подготовленный урок. Качественный урок – качественные знания.

Давайте заглянем в классы, еще раз перелистаем страницы фестиваля.

Учителя английского языка Пасечко Елена Михайловна в 11б, Векшина Юлия Валерьевна в 5г, Покарева Евгения Александровна в 8в, Мехедова Мария Константиновна в 4а поразили собранностью, чисто английской педантичностью в отборе материала. Сами владея безупречным произношением, они терпеливо учат детей умению держаться с достоинством и раскрепощенно в каждой речевой ситуации – устной или письменной, работая в парах, группах или индивидуально. Запись настоящей чистой английской речи, музыкальные отрывки из произведений давались как образцы, ученики слушали и внимали, наслаждаясь словом, аудировали английские тексты. Такие уроки важны для расширения лингвистического кругозора школьников, воспитания уважения к иноязычной культуре стран изучаемого языка, для мотивации на глубокое погружение в английский с увлечением.

На уроке химии в 10б Спиридонова Елена Геннадьевна грамотно и вдохновенно учила классифицировать органические вещества. Она как бы находилась в стороне, не навязывая свое мнение, умело организовала работу в группах, а сама внимательно наблюдала за происходящим. В результате появилась таблица классификации. Владение терминологией – сложное постижение непростой науки химии, однако все можно познать, если рядом опытный учитель, который не пересказывает учебник, а учит самостоятельно приобретать знания, делать выводы, опираясь на имеющийся учебный опыт, доказывать свою позицию, проводить параллели с жизнью.

На уроке биологии в 8а классе Шулепова Антонина Федоровна погрузила учеников в настоящую лабораторию. Она умело организовала деятельность на уроке по выявлению действия фермента каталозы на перексид водорода через проведение опыта. Каждый ученик работал со своим микроскопом, сравнивал кровь человека и лягушки. Презентация на экране, интерактивная доска, наглядные пособия, препараты – весь учебно-методический комплект использован для обобщения материала по сложной теме «Организм человека как биосистема». Школьники пришли к выводу, что человек – сложная система, которую надо поддерживать. Деловой микроклимат, доверие учеников соответствуют высокому уровню профессионализма учителя.

Михаил Константинович Гавриш на уроке информатики в 8а классе «Системы счисления» в очень энергичном темпе рассматривает иерархический ряд счисления, в результате все до одного ученики овладели навыками трансформации числа из одной системы счисления в другую. На уроке дети с любопытством рассматривали незнакомые им счеты, которые использовали при подсчетах не так давно. А как же теперь их можно адаптировать в другие системы счисления? Для наглядности была предложена ситуация на торговой бирже или в банке, как будто необходимо наладить торговлю, переводя доллар в рубль, это им было понятно.

О сложном просто речь шла на уроке окружающего мира в 3б классе «Глобус - модель Земли».  Манаенко Татьяна Петровна удачно соединила научное представление о мире с популяризацией его детям младшего школьного возраста. Работая в пяти группах, ученики с помощью теннисного шарика создали свою модель глобуса. В результате расширилось культурологическое и научное представление, что способствует формированию единой картины мира.

Репало Наталья Александровна в 9а, Агаркова Лина Владимировна в 7б, Перова Татьяна Юрьевна в 11в, Цулина Елена Трофимовна в 7а, Ковалева Виктория Александровна в 1а на уроках русского языка и литературы удивительно доступно и легко соединяют трудные вопросы языкознания и литературы, учат приемам тренировки памяти, дают возможность каждому ученику самостоятельно обозначить трудные моменты и найти способ их преодолеть непосредственно в процессе изучения конкретного учебного материала. К малышам приходили сказочные герои, которые помогают осваивать азбуку, знакомиться с первой буквой алфавита – «А». Наблюдая с последней парты за деятельностью учителя и обучающихся, убеждаешься еще раз, что взаимопонимание возникает в процессе сотворчества. Неторопливо, доводя до каждого ребенка учебную информацию, учителя обращаются к их опыту изучения словесности, проводят параллели с историей, географией, учат структурировать материал в таблицах и схемах, кроссвордах, чтобы запомнить правила и безошибочно писать и говорить по-русски. У каждого учителя свои «изюминки» в обучении распознавания орфограмм и законов построения текста, одно бесспорно: у хорошего учителя вырастают хорошие ученики, подтверждающие оценки на ОГЭ и ЕГЭ.

На уроках математики в 1в Бабарыкина Ольга Викторовна, в 7в Стукушина Вера Владимировна, в 9б Семенова Елена Васильевна, придумали интересные пути постижения математики – царицы наук. Малыши с помощью игровых технологий (хлопали в ладоши, рисовали лепестки ромашки), усваивали счет от одного до шести. По фрагменту древнегреческого текста ученики с интересом определяли срок жизни Диафанта, для этого составляли уравнение. Готовясь к ОГЭ, ученики дифференцированно решали рациональные неравенства, работая в парах, группах, выступали в роли учителя, сами искали ошибки и, исправляя, давали верное решение, обосновывали свою точку зрения.

Полное взаимопонимание учеников и учителя, деловое сотрудничество, четкая регламентация этапов урока, оптимальный темп, практико-ориентированная направленность – отличительные черты современного урока физики, который провела Орловская Ирина Владимировна в 8в классе. С помощью интерактивной беседы и эксперимента она подвела учеников к самостоятельным выводам по видам теплопередач. Трудная тема освоена на 100%. Почерк мастера, как говорится, налицо.

С глубоким знанием предмета, не торопясь, основательно и серьезно в 11б классе рассуждали о сущности гражданина и его избирательных правах. Все этапы урока структурированы. Толкачев Александр Сергеевич умело организовал дискуссию, которая соответствовала духу времени: «Почему важно ходить на выборы?». Опрос на знание Конституции Российской Федерации в форме викторины (хотя это была по сути контрольная работа, но название «викторина» сняло стрессовую ситуацию, страх ошибки). Конкурс красноречия. В течение 5 минут в группах выпускники подготовились к конкурсу красноречия «Возможны ли права граждан без обязанностей?», один представитель выступил от каждой группы, аргументируя свою точку зрения, а потом группа отвечала на вопросы. Итоги, рефлексия. Все очень логично, понятно, педагогически обосновано. Старшеклассники владеют понятийным аппаратом, свободно ориентируются в изучаемом материале, умеют отстаивать свою точку зрения. Глаза горят, улыбки. И ученикам, и учителю, и жюри урок пришелся по душе.

Порадовали молодые специалисты. Георгиевская Татьяна Сергеевна на занятии «Мы такие разные» во 2б классе учила понимать других, себя, чтобы конструктивно общаться в коллективе, строить дружеские отношения, быть терпимыми, внимательными, добрыми. А это дорогого стоит!

Акцент на нравственные ценности сделала Кокоякова Анастасия Ивановна на занятии «Творим добро» в 3б классе. Дети вместе с учителем составили маршрут и разработали правила добрых дел, которым надо следовать, чтобы было комфортно всем: тебе и окружающим тебя людям. Оказывается, все так просто!

Тарасенко Екатерина Андреевна, выпускница нашего лицея, окончившая с красным дипломом университет, вернулась в родные стены в качестве учительницы. На занятии в 3в классе под ее кураторством дети создали роскошный букет из салфеток и преподнесли его любимой учительнице Ксении Александровне. Это так трогательно и мудро, ведь жизнь – самое прекрасное, что дала нам природа.

Перевернута последняя страница очередного «Фестиваля открытых уроков». Очень яркие, неповторимые, прекрасные мгновенья учительского вдохновения, ученического поиска и открытия, родительского благословения, административной гордости за коллектив испытали все участники. Низкий вам поклон за бескорыстный труд, дорогие коллеги! Новых свершений на ниве российского просвещения!

Интрига сохраняется. Итоги профессионального конкурса будут подведены на торжественном собрании в День учителя 5 октября.

 

С уважением и любовью, заместитель директора по УВР, заслуженный учитель российской Федерации

Галина Павловна Чичкань