Наставничество

История нашего развития

В 2011 году у нас возникло движение «Учитель учителю» как вызов времени - поддержка нестандартных учителей, которые имеют положительный опыт профессиональной деятельности, востребованный педагогическим сообществом.

Движение развернули педагоги, имеющие правительственные и ведомственные награды: заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования РФ, а также учителя, награжденные мед лями и знаками Кузбасса.

Нашим коллегам «тесно» в рамках своего методического объединения, они диссеминируют ценный опыт как в коллективе, так и далеко за пределами лицея, вовлекая в движение «Учитель учителю» других педагогов, молодых специалистов, а также вновь влившихся в лицейскую семью учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Стратегическая цель движения «Учитель учителю» - дать возможность для индивидуального развития каждому педагогу лицея.

Идеи движения:

Ø Создай положительный имидж, свой педагогический стиль.

Ø Обучая других, учись сам, нет пределов совершенства.

Ø Научился сам - научи другого.

Ø Не останавливайся на достигнутом, девиз «не тлеть, а гореть» актуален всегда.

Ø В поисках лучшего помни о хорошем, стабильность – тоже достойный результат.

Ø Да здравствует лицейское братство - со-дружество педагогов, родителей, учеников и студентов, специалистов их числа наших выпускников.

Ø Найди себя в этом «прекрасном и яростном мире».

Время неумолимо. Без движения вперед нет жизни. В стоячей воде – яд. Движение «Учитель учителю» – это наполненность и окрылённость, поиски и открытия, вера в друга и восторг победы над собой и над нашим стремительным временем.

Подобно педагогам, обучающиеся развернули движение «Как ученик ученику».

Не отстают и родители – движением «Родительская забота» органично охвачена каждая семья лицеистов.

И это правильно! Когда мы едины – мы непобедимы!

 

 

Семинар-практикум

   Году наставника и педагога посвящен семинар-практикум, проведенный для администрации образовательных учреждений Новокузнецка в лицее №111.

         Заместители директоров из всех районов города пришли перенимать опыт по наставничеству в режиме активного взаимообщения.

        Директор лицея Марина Владимировна Полюшко в докладе отметила основную особенность и подход к управлению процессом наставничества – проектное управление, кейсовый метод формирования педагогического опыта. У нас позиция наставника определяется формулой «Не с ответом, а с вопросом», а позиция наставляемого – «Мне слово – в ответ десять», потому что наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие лицея, в его «здоровье». Возможно, это одна из причин того, что кадровый голод обходит наш лицей стороной. В нем трудятся профессионалы, умеющие передать свой опыт коллегам.

         Как составить траекторию персонифицированного развития молодого специалиста, как не перегрузить учителей излишней «бумаготворческой инициативой», какие эффективные технологии используют педагоги лицея – обо всем этом в игровой форме представила заместитель директора по УВР Галина Павловна Чичкань.

         В лицее движением «Учитель учителю» охвачены все педагоги. Каждый для себя определяет удобный формат общения и взаимообогащения. Это может быть коллективная форма, при которой несколько наставников могут наставлять одну группу педагогов или одного педагога. Это может быть групповая форма, когда на группу педагогов назначается один наставник. Это может быть персональное наставничество: тандем наставника и наставляемого.

        В арсенале педагогов современные технологии, методики, приемы, с которыми знакомятся на курсах, выездных семинарах, конференциях как очно, так и онлайн.

       Игровые технологи, ИКТ, проектная технология, «Зеркало прогрессивных преобразований», «Исследование урока», «Развивающая беседа» активно используются при реализации программы «Наставник».

        Психологическое сопровождение этой программы сквозь призму инновационного проекта «Школа диалоговой культуры» представила педагог-психолог Ольга Анатольевна Устинова. Вызовом времени является подготовка специалистов для реализации задач по функциональной грамотности и музейной педагогике. Именно этим вопросам посвятили свои выступления Виталий Георгович Иванчихин и Ольга Владимировна Митрохина. Они в роли тьютеров показали, как можно организовать удивительное погружение в мир функциональной грамотности и в мир краеведения.

       Тандем наставник-молодой специалист представлен следующими методическими парами: Алексей Алексеевич Васильев, заместитель директора по УВР, - Голубятникова Кристина Евгеньевна; Анна Владимировна Смагина (которая на момент семинара находится в командировке в Абакане) – Екатерина Андреевна Шевченко, выпускница лицея, учитель начальных классов; Анна Валерьевна Девяткина, заместитель директора по ВР – Анна Ивановна Кокоякова; Надежда Александровна Голубович, руководитель МО классных руководителей, делегат Всероссийского форума классных руководителей – Людмила Николаевна Деревянко; Елена Александровна Ченцова, заместитель директора по воспитательной работе – Елизавета Денисовна Капустянская, советник директора по воспитанию.

         В кейс методического опыта добавлены новые наработки, новые семена «доброго, умного, светлого» - интересный, живой, нестандартный опыт, который можно использовать в практике любого образовательного учреждения. Это в рефлексии единодушно отметили участники семинара.

         Для каждого педагога, представлявшего свой опыт, семинар - своеобразная школа – школа роста, реперная точка роста, новая ступень совершенствования своего профессионального мастерства.

10

1

2

3

4

6

7

8

9

5 

 

Школа становления молодого специалиста

На осенних каникулах в Клубе молодых специалистов лицея проведена деловая игра "Ступени роста".

Молодые учителя и наставники решали проблемные ситуации, предлагали свои решения.

1 

3

4

 

2

 

 

Год учителя и наставника (презентация)

Завершился традиционный педагогический конкурс – «Фестиваль открытых уроков». 

Поздравляем лауреатов:

Ковалеву Валерию Александровну, учителя начальных классов

Манаенко Татьяну Петровну, учителя начальных классов

Шевченко Екатерину Андреевну, учителя начальных классов

Аверкину Евгению Львовну, учителя начальных классов

Кокоякову Анастасию Ивановну, воспитателя

Георгиевскую Татьяну Сергеевну, воспитателя

Поколеву Нину Геннадьевну, учителя английского языка

Мехедову Марию Константиновну, учителя английского языка

Деревянко Людмилу Николаевну, учителя математики

Харламова Алексея Владимировича, учителя русского языка и литературы

Голубятникову Кристину Евгеньевну, учителя математики

Капустянскую Елизавету Денисовну, советника по воспитанию

Бутакова Павла Александровича, учителя физической культуры

 

Поздравляем победителей в номинации «Наставник года»:

Полюшко Марину Владимировну, директора, учителя литературы

Девяткину Анну Валерьевну, заместителя директора по ВР, учителя начальных классов

Смагину Анну Владимировну, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов

Попову Оксану Александровну, учителя начальных классов

Агаркову Лину Владимировну, учителя русского языка и литературы, руководителя МО 

Пасечко Елену Михайловну, учителя английского языка

Чичкань Галину Павловну, заместителя директора по УВР, учителя русского языка и литературы

Прозорову Ольгу Леонидовну, учителя математики, руководителя МО

Васильева Алексея Алексеевича, заместителя директора по УВР, учителя физики

Балахнина Александра Сергеевича, заместителя директора по БЖ, учителя ОБЖ

Ченцову Елену Александровну, заместителя директора по ВР

Устинову Ольгу Анатольевну, педагога-психолога, руководителя центра «МИР»

1

2

3

4

 

6

7

 

Документы:

  1. Нормативные правовые документы, регламентирующие внедрение и реализацию моделей наставничесва
  2. Положение о наставчичестве в МБ НОУ "Лицей № 111"
  3. Программа наставничества МБ НОУ "Лицей № 111"
  4. Ученик-ученику
  5. Кодекс наставника
  6. Манифест наставника
  7. Анкета куратора программы
  8. Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества 
  9. Качества успешного наставника
  10. Методические рекомендации по наставничеству
  11. Методология наставничества
  12. Наставничество как инструмент повышения качества образоваия