Инновационная деятельность


МБ НОУ «Лицей № 111» - региональная инновационная площадка

Информационно-аналитическая справка о результативности инновационной деятельности за отчетный период (сентябрь 2019 - май 2020 гг.)

Информационно-аналитическая справка о результативности инновационной деятельности  за отчетный период (август 2020 - июль 2021 гг.)

Году педагога и наставника в России посвящается

Приказ Министерства Образования Кузбасса

 

МБНОУ «Лицей №111» - региональная инновационная площадка, действующая на основании приказа Министерства образования Кузбасса «Об утверждении Перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, находящихся на территории Кемеровской области - Кузбасса, признанных региональными инновационными площадками в 2022 году», № 2469 от 30.09.2022 г.

Проект является логическим продолжением предыдущего, выполненного под руководством Натальи Эмильевны Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора.

На данном этапе научным руководителем является Сергей Михайлович Редлих, доктор педагогических наук, профессор.

 

Паспорт инновационного проекта

 

Тема инновационного проекта

«Совершенствование социокультурного самоопределения личности в диалоге школы и семьи»

Руководитель инновационного проекта

Н.Э. Касаткина, д-р п.н., профессор

С.М. Редлих, д-р п.н., профессор

Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Полюшко М.В., директор МБНОУ «Лицей №111» г. Новокузнецка

Чичкань Г.П., заместитель директора по УВР

Устинова О.А., педагог-психолог 

Исполнители инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Васильев А.А., зам. директора по УВР МБ НОУ «Лицей №111»

Смагина А.В., зам.директора по УВР МБ НОУ «Лицей №111»

Ченцова Е.А., зам. директора по ВР

МБ НОУ «Лицей №111»

Педагоги: классные руководители, учителя 1-11 классов.

Обучающиеся: 823 человека, 31 класс                       

База реализации инновационного проекта

Учебные, внеучебные аудитории, оснащенные необходимым оборудованием;

залы (актовый, лекционный, спортивный); центры (социокультурный, библиотечно—информационный); зоны для релаксации

 

Цель:

Проектирование и реализация моделей диалогового общения с родителями в контексте социокультурного самоопределения личности

Задачи:

  1. Изучить и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по диалоговому общению в условиях социокультурного самоопределения личности.
  2. Расширить понятие «диалог с семьей».
  3. Определить и экспериментально апробировать модели диалогического взаимодействия лицея и семьи по социокультурному самоопределению личности.
  4. Определить содержание и критерии эффективного диалогового общения с родителями.
  5. Разработать и реализовать программы   социокультурного самоопределения личности в условиях взаимодействия семьи и лицея.

     6. Разработать и представить опыт по диалоговому общению с родителями в условиях социокультурного самоопределения личности в формате пособия и электронного сборника материалов в помощь педагогам, родителям. 

 

  1. Аналитико-проектировочный:

(сентябрь 2022/май 2023 г.г.)

Определение психолого-педагогических условий организации диалогового общения как фактора социокультурного самоопределения личности для участия в инновационном проекте. Анализ внеурочной деятельности (взаимодействие лицея и семьи): анкетирование, собеседование, опрос; система формирования социокультурных ценностей семьи и лицея, установление проблемного поля и уровня готовности коллектива к новому проекту.

Изучение и систематизация материалов теоретических  и прикладных исследований по проблеме. Самообразование, проблемно-теоретические семинары, работа в группах по изучению имеющегося российского и зарубежного опыта.

Расширение понятия «диалог лицея с семьей».

Продукты I этапа: план мероприятий по реализации образовательной инициативы, сборник диагностического инструментария, критериев оценки и показателей результативности инновационного проекта, мониторинг I этапа, программа, фото и видеоматериалы с муниципального семинара по реализации проекта.

  1. Организационно-практический

(август 2023 / июнь 2024 г.г.)

Апробация моделей диалогового общения. Создание программ социокультурного центра «Школа диалогового общения». Проведение публичных слушаний и общественных экспертиз по реализации проекта. Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках инновационного проекта. Организация мониторинга проекта, уточнение и корректировка мероприятий.

Продукты II этапа: программы психолого-педагогического сопровождения инноваций в социокультурном центре «Школа диалогового общения», материалы регионального семинара по проекту.

  1. Обобщающий

(август, 2024 / май, 2025 г.г.)

Функционирование социокультурного центра «Школа диалогового общения». Проведение мониторинга по реализации программы проекта.

Конференция «Мы вместе». Обобщение и распространение опыта по диалоговому общению с родителями в условиях социокультурного самоопределения личности.

Продукты  III этапа: пособие,  электронный сборник материалов в помощь педагогам, родителям. 

Сроки реализации инновационного проекта

Сентябрь 2019 - июль 2022

Область изменения

Расширение взаимосвязи лицея с семьей за счет проектирования и реализации моделей диалогового общения, способствующих совершенствованию социокультурного самоопределение личности.

Взаимообогащение социокультурного пространства лицея социокультурным опытом воспитания детей в семье.

Создание социокультурного центра «Школа диалогового общения» для апробации новых форм и средств взаимодействия лицея и родителей.

Продукты деятельности региональной инновационной площадки

 

 

 

- Пособие «Школа диалогового общения».

-   Электронный сборник материалов в помощь педагогам и родителям «Диалоги лицея и семьи».

 

МБ НОУ «Лицей № 111» открыт 01.09.2006 года, с 2009 года реализует инновационные проекты

 

Ступени инновационного роста

ступени

  

Году семьи посвящается рубрика

СемьЯ

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Дом – это там, где вас поймут,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Там, где надеются и ждут,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Где ты забудешь о плохом – это твой дом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Александр Звенигородский

 

Движение «Родительская забота» охватывает семьи всех учеников лицея. Мы открыты для сотрудничества, добро пожаловать в Родительский университет.

        

Основные направления работы Родительского университета

- психолого-педагогическое просвещение;

- взаимообщение по актуальным вопросам воспитания и образования в диалоговом режиме;

- встречи с учеными, педагогами, психологами, врачами, инспекторами полиции, другими специалистами для консультаций, советов.

        

Диалоги: взаимодействие через общение

Семья и школа представляют собой тесно связанные си­стемы, диалогическое взаимодействие в которой помогает педагогам и родителям достичь оптимального развития, самопринятия, раз­вивает способность к рефлексии, способствует к установлению партнерских отношений и социальных связей. Проблема взаимодействия семьи и школы сопряжена с установлением доверительных отношений между педагогами и родителями, с необходимостью организации систематических встреч адми­нистрации школы и педагогов с родителями, с изучением семей и их образо­вательных потребностей, с определением ценностных оснований взаимодей­ствия в процессе диалога и т. д.

Установление диалогических отношений между педагогами и родителями возможно при условии опоры на ценностные основания данного взаимодей­ствия, как на уровне педагогического принципа, так и на уровне локального взаимодействия школы, учителя, родителей.

В лицее начаты социально-педаго­гические исследования, направленные на изучение образовательных потреб­ностей родителей, актуализирующие содержание взаимодействия родителей и педагогов.

 

Источник: Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, И. Г. Чугаева

Научный журнал «Образование и наука», №3, 2023 год

  

 

СемьЯ

Все семьи можно разделить на два основных типа: альтруистический и корпоративный. В корпоративной семье общение осуществляется на партнерских началах. Все члены семьи стараются прийти к соглашению между собой. Имеют собственные правила. В следствие этого, обязанности выполняются одним из членов семьи, если они выполняются и остальными. Общение в данной семье довольно открытое и ненапрягаемое, у них нет у друг у друга тайн и секретов. Каждый член семьи достаточно независим в своем выборе, критики мало. Поэтому они свободно рассказывают о своем личном и интимном опыте. Нет запретов, постоянно откликается свое мнение.

Члены такого типа семьи свободно приспосабливаются к окружающей среде, считаются открытыми. Прагматизм во взаимоотношениях между мужем и женой, между детьми и остальными родственниками, содействует развитию "эгоистической" натуры. Дети, которые выросли в таких семьях, живут только для одного себя.

Рассмотрим альтруистический тип семьи. Члены семьи привыкли беспокоиться и заботиться об остальных. Все старания идут на общее благополучие каждого члена. В случае, если появится проблема в выборе личных интересов или интересов семьи, то он выберет второе, потому что он живет по принципу «для других». В данной семье определены неотъемлемые правила. Если член семьи не выполняет эти правила, то никак не отдаляется от семьи, а наоборот, пользуется поддержкой и помощью родных. В беседе в альтруистической семье чувствуется любовь, хорошее и теплое отношение к друг другу. Но зачастую появляются секреты, так как не желают обидеть остальных или разочаровать их. В этом случае обсуждаются не все проблемы, но если она будет серьезной, то будут принимать решения вместе. В беседе доминируют нежные и ласкательные слова, часто в такой семье имеют свои имена, которые используются только в их кругу.

 

Ученые выделяют несколько стилей общения родителей и детей:

  • Авторитарный (диктатура). Этот стиль представляется как строгое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. Типичное наказание для такой семьи являются физические наказания, которая выражает власть взрослого над детьми. Но при этом любовь к своему чаду выражается достаточно экспрессивно. На подобие своих родителей в этих семьях вырастают невротизированные люди, то есть неуверенные и агрессивные люди. Такой характер проявляется уже в отношениях со своими одноклассниками или друзьями. В авторитарной семье гораздо чаще встречается культ отца (реже культ матери). Главный в семье имеет большой авторитет, непосредственно его позиция считается важным и оказывает влияние на других членов семьи. Беседуют только в тех рамках, который определил авторитет.
  • Демократический (сотрудничество) стиль основывается на обоюдной заинтересованности и помощи друг другу. Ребенок, выросший в такой семье, приспосабливается к жизни и обществу быстро и легко, нечасто страдает неврозами, не то, что люди, выросшие в авторитарных семьях. В такой семье могут обсудить каждые проблемы и вопросы, любого члена семьи принимают как личность со своей точкой зрения и миропониманием.
  • Либерально-попустительский (невмешательство) характеризуется в семье абсолютным равнодушием и попустительством друг к другу. Члены семьи имеют свои отдельные заботы, мысли и дела. Данный стиль придерживаются такие родители, которые ценят свободу в воспитании. Выросший в такой семье ребенок, может демонстрировать свои обиды, требовать «хотелки» в общественных местах, капризничать.  Такое воспитание не дает развиваться ребенку в зрелую социальную личность. Далее вырастает эгоист, конфликтный и трудный, который всеми недоволен, никак не может найти общий язык с окружающими людьми. В образовательных учреждениях ребенок с такого рода семьи не сможет нормально общаться со сверстниками, потому что он не умеет уступить и подчинять свои желания для общих коллективных целей. Для того, чтобы вести себя нормально в человеческих отношениях ему мешает социальный эгоцентризм.
  • Гиперопекающий (чрезмерная опека) стиль, при котором семья не дает ребенку развиваться самостоятельно в психическом, физическом, социальном аспекте. Она целиком цепляет свое внимание на чадо. Это может быть из-за возможной опасности здоровья ребенка, из-за страха неудач, из-за пере оценивания своего ребенка как вундеркинда и др.  В данном стиле родители посвящают своему чаду всю свою жизнь, полностью растворяются в нем. Такое отношение и воспитание невротизирует родителей и дает надежду на то, что в будущем ребенок будет им благодарен. Но не видя этого, очень страдают, не понимая, что вырастили такого же невротизированного человека, несамостоятельного и неуверенного в себе. Инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.
  • Отчужденный стиль взаимоотношений предполагает полное равнодушие старших к своему чаду. В данном стиле отец и мать ребенка предпочитают держать его на дистанции, не хотят с ним общаться и вообще взаимодействовать как-нибудь. Непричастность старших к развитию своего чада, заставляет его чувствовать одиноким, отрешенным и несчастным. Из-за этого у него может возникнуть враждебное или агрессивное отношение к окружающим. В образовательных учреждениях такой ребенок может испытывать затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.  Он не уверен в себе и невротизирован.
  • Ценностный подход к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - более продуктивный стиль воспитания. В данном случае, ребенку показывают свою любовь и дружелюбность, с ним говорят и обсуждают его проблемы или интересующие его темы.  Но чрезмерно не опекают и предлагают считаться с другими. Такой ребенок умеет себя дисциплинировать. Растет такой человек, который имеет чувство собственного достоинства и ответственности за близких ему людей. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками и знает, что такое дисциплина.

Все стили общения объединяет то, что одно - отец с матерью неравнодушны к собственным чадам, они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Каждая семья, которая умеет рефлексировать особенности ребенка, ищет методы его самостоятельного индивидуального семейного воспитания.

Стиль общения в семье является определяющим в воспитании ребенка, определяет во многом, каким он вырастет. Если взрослые поймут, в каких условиях растет ребенок в семье, то можно попытаться исправить и предотвратить негативное поведение, которое порой проявляется в депрессивном состоянии, всплесках агрессии.   Психически здоровые, нормальные и любящие родители могут дать своему ребенку чувство защищенности, доверие, создать все условия для хорошей жизни.

Источник: Научно-методический электронный журнал «Концепт». http://e-koncept.ru/2017/770729.htm.

 

 

Совершенствование социокультурного самоопределения личности в совместной деятельности образовательной организации и семьи в условиях детско-взрослого общения

 

Федеральная инновационная площадка "Институт изучения детства, семьи и воспитания" 

Приказ о присвоении статуса Инновационных площадок

Выписка из приказа о просвоении статуса инновационной площадки

ступени