Бережливое образование
Что такое бережливое производство?
Бережливое производство (Lean–технология) – концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Целями бережливого производства являются:
- сокращение трудозатрат,
- сокращение сроков разработки новой продукции,
- сокращение сроков создания продукции,
- сокращение производственных и складских площадей,
- гарантия поставки продукции заказчику,
- максимальное качество при минимальной стоимости.
Применение бережливого производства предполагает определенный способ мышления, рассматривая любую деятельность с точки зрения ценности для потребителя и сокращения всех видов потерь. Идеалом БП является постоянное совершенствование, недостижимое за ограниченное время, но формирующее поведение работников, нацеленное на достижение высоких результатов (например, сведение к нулю потерь и дефектов, стремление к постоянному улучшению возможностей всех процессов организации).
Концепция бережливого производства позволяет:
- постоянно повышать удовлетворенность потребителей, акционеров и других заинтересованных сторон;
- постоянно повышать результативность и эффективность бизнес-процессов;
- упростить организационную структуру, улучшить процессы менеджмента;
- быстро и гибко реагировать на изменение внешней среды.
Концепцию бережливого производства в середине XX века разработал японский инженер и предприниматель, председатель совета директоров компании «Тоёта босёку» Тайити Оно. Концепция предусматривает снижение всех видов потерь, вовлечение в процесс оптимизации сотрудников и ориентацию производства на потребителя.
Под «бережливым обучением» подразумевается такая организация учебного процесса, в ходе которой устраняются потери, влияющие на результативность обучения.
Бережливая образовательная организация
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Бережливые технологии активно используют в образовательной сфере. Оптимизация учебного процесса, возникающая при включении бережливых технологий, повысит качество предоставляемых услуг. Но при этом администрация должна учитывать потребности всех участников образовательного процесса. Ее приоритетной задачей является создание подходящих условий для работы и учебы. Оптимизация основных и вспомогательных процессов поможет найти эффективные способы для устранения недостатков существующей модели.
Для чего внедряют бережливые технологии в образовании?
Сейчас набирает популярность тенденция оптимизации организационных процессов в различных сферах. Внедрение таких технологий позволит повысит эффективность и образовательного процесса.
Их применение поможет реализовать следующие задачи:
Определить модель поведения родителей, учеников и преподавателей при использовании образовательных ресурсов.
Сформировать понимание важности оптимизации учебного процесса.
Повысить мотивацию к использованию бережливых технологий.
Многие ошибочно полагают, что менеджмент в образовательных организациях — не нужен. Но оптимизация учебного процесса положительно повлияет на его качество. Преподаватели смогут сконцентрироваться на выполнении своих основных задач.
Бережливые технологии позволяют повысить качество образовательного процесса с минимальными затратами. Это приводит к удовлетворению потребностей всех участников — учеников, воспитанников, родителей/законных представителей и сотрудников. Качество работы образовательных организаций также зависит от того, насколько быстро они успевают адаптироваться к новым изменениям
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства (5S);
- визуализация;
- канбан (доска задач).